Группа «Капельки» МКДОУ Бутурлиновский детский сад №5

Отчет по самообразованию на тему: «Развитие математических представлений детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности".

На 2018 -2019 год мной была взята тема «Развитие математических представлений  детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

 

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

В. А. Сухомлинский.



В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одно из распространенных на сегодня методических проблем дошкольной педагогии. В последние десятилетия возникли тенденции: система образовательной работы с дошкольниками стали во многом использовать школьные формы и методы обучения. Концепция и по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования. Как обеспечить развитие математических способностей, отвечающих современным требованиям? И необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала.

Изучив литературу, определила цель и задачи своей работы.

Цель: теоретически обосновать и обобщить опыт работы по развитию математических способностей детей дошкольного возраста;

прививать детям интерес к знаниям по математике с помощью интересных заданий и игр, сделать увлекательным для ребенка усвоения математики, способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы..

Задачи:

1.Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

2. Обогащать развивающую среду в группе дидактическими играми и настольно-печатными.

3. Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

4.Развивать творческие способности: любознательность, наблюдательность и чувственные ощущения детей в процессе продуктивной деятельности

5.Развивать способности классифицировать, обобщать математический материал (цифры, геометрические фигуры и приобщать к образовательному процессу в игровой и занимательной форме.

Формированию у ребёнка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. В игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольников в целом.

На протяжение первого квартала 2018-1019 уч.г. я подбирала материал для математических игр. В результате была изготовлена картотека по ФЭМП.

Игры по ФЭМП:

1. «Форма и цвет»

• «Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него)

• «Почини одежду зайчику» (геометрическими фигурами)

• «Подбери ключик к замочку»

• «Не ошибись» - закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным)

• «Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг)

• «Найди свою пару» (варежку)

2. Проведение игр – путешествий, сюжетных игр с математическим содержанием:

• Игра «Не промочи ноги» - можно наступать только на те кочки, где нарисованы геометрические фигуры (треугольник или квадрат) и т. д.

3. Проведение игр – соревнований.

• «Чья команда быстрее найдёт предметы?» (разной формы)

«Цветочная полянка»

«Бабочки и цветы»

4. Количество и счёт

5. Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала по ФЭМП:

• «Магазин игрушек» (много, один, поровну)

• «Прогулка в лес» (сколько елочек – столько и зайчиков»

6. Настольно – печатные игры:

• «Лото»

• «Парные картинки»

• «Домино»

• «Цветная мозаика»

• «Пазлы»

7. Дидактические игры:

• «Кто больше найдёт отличий?» и т.д.

В качестве наглядного материала на занятиях использую сюжетные картинки, иллюстрации и плакаты, собственного изготовления. Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям: предметы должны быть известны детям; дидактический материал должен быть разнообразным; наглядным материал должен быть динамичным и в достаточном количестве; отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.

Занимательные задачи способствуют развитию у ребёнка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения Мною были использованы следующие средства:

*совместная деятельность воспитателя с детьми

*самостоятельная деятельность детей

*предметно - развивающая среда

Применяла такие методы как :

*практические

*словесные

*наглядны

*игровые.

В апреле 2019 года пополнила интерактивную папка на тему « Веселая математика», в которую включила для индивидуальной работы с детьми дидактические игры, как с геометрическими фигурами , так и с цифрами, физкультминутки, стихотворения о геометрических фигурах и т.д.

В интерактивную папку вошли следующие игры:

« Игры с мозайкой»

«Математическое пластмассовое лото»

«Посчитайка»

«Картотеку стихотворений о геометрических фигурах»

«Лото»

«Парные картинки»

«Домино»

«Цветная мозаика»

«Пазлы».

На протяжении учебного года дети посредством дидактических игр и упражнений совершенствовали умения выполнять действия с предметами, отличающимися по форме, цвету и величине, как на специально организованных видах деятельности , мероприятиях, так и в повседневной, свободной деятельности, индивидуальной работе.

Выводы: Изучение выбранной темы помог мне в организации по ФЭМП. Я старалась внести новшества в данные занятия, стала использовать нетрадиционные формы организации занятий. Этим я смогла заинтересовать детей, у детей появился интерес к занятиям по математике. Сложные темы по ФЭМП стали усваиваться детьми намного легче.

Хотелось бы подробнее остановиться на этой теме.

1. Продолжить работу по теме: «Формирование элементарных математических представлений через игру (дидактическую, логическую, подвижную и т.д.)» (согласно возрастной группе);

2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;

3. Изучить новинки методической литературы;

4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы, консультации, посиделки, организации совместных праздников.

Цель: Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики, способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы.

Задачи:

1. Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

2. Приобщение к предмету в игровой и занимательной форме.

14 сентября 2019 в 19:48

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.